Уникальному музею Екатеринбурга грозит закрытие

2008-04-07

Основатель первого частного минералогического музея в Екатеринбурге 72-летний Владимир Пелепенко публично предупредил общественность, что область может лишиться возможности любоваться бесценной коллекцией уральских камней.

Музей будет служить России

В юности Володя Пелепенко мечтал стать летчиком, закончил Курганский авиаклуб, в армии служил в морской авиации. Но жизнь рассудила иначе: закончил радиофак УПИ, работал инженером-электриком. В 1970 году знакомый пригласил его с собой "порыться" в отвалах Малышевского рудника - а вдруг отыщут драгоценный камешек. Пелепенко, небрежно поддев ногой породу, и впрямь обнаружил... изумруд. С тех пор и заболел неизлечимо инженер Пелепенко "каменной болезнью", но собирать стал не все подряд, а только те минералы, которые поражают глаз совершенством формы и неповторимым богатством красок. В поисках таких шедевров, созданных природой, он объехал Россию от Дальнего Востока до Кольского полуострова, побывал во многих странах мира.

Через тридцать лет самозаб­венного собирательства Пелепенко стал владельцем уникального собрания минералов - около 900 видов, а также неповторимых резных изделий из камня и кости XIX-начала XX веков. Всего в коллекции около 17 тысяч образцов. Высокую научную и художественную ценность коллекции подтверждает тот факт, что почти 8000 образцов включены в негосударственный музейный фонд Российской Федерации. Все эти сокровища хранились в обычной городской квартире (у Владимира Андреевича и его супруги - шесть детей). И только в 2000 году правительство области нашло возможность выделить помещение для коллекции, собранной Пелепенко. Так в городе появился первый частный музей. Он работает без перерывов и выходных, в нем побывали  почти 90 тысяч посетителей из России и 63 стран мира. В книге отзывов оставляют восторженные записи члены правительства, министры, дипломаты, послы. И пятилетний мальчик Саша, написавший большими печатными буквами: "СПАСИБО ЗА КРАСАТУ!". При музее работают два дет­ских клуба - для малышей и подростков. По итогам первого российского конкурса "Музей года. Евразия-2006" музей получил золотую медаль в номинации "Своим путем". Сбылись слова губернатора Эдуарда Росселя, пообещавшего на открытии:

- Этот музей будет служить всей России, прославляя богатства Урала.

А на днях горожан огорошили: Уральский минералогический музей закрывается.

На войне как на войне

Впрочем, новость эта не такая уж и новая. Некрасивая история тянется года четыре, просто сейчас Владимир Андреевич устал бороться за свое детище в одиночестве и забил во все колокола, резонно полагая, что спасение частного музея - уже не его частное дело.

Суть проблемы банальна. В 1999 году помещение - бывший ресторан "Большой Урал" площадью 1706 квадратных метров - было передано музею в аренду сроком на двадцать лет. За прошедшие годы у здания поменялся владелец: из областной собственности оно перешло в федеральную, и новые арендаторы имеют свои виды на прекрасное помещение в центре города. Причем, что интересно, арендаторы периодически меняются, а вот музей им всем неизменно мешает. Методы были различные: от устных угроз до судебных исков. Музей лишали водоснабжения и отключали телефонную связь. Предлагали мирное сосуществование - за миллион рублей арендной платы в месяц. В лютые морозы балансодержатель здания - филиал ФГУП "ФТ-Центр" по УрФО - официально просил электросетевую компанию прекратить электроснабжение музея. В рождественские каникулы 2008 года бригада рабочих ударными темпами разрушила все перекрытия(!) на этажах здания, расположенных выше музея, мотивируя это "угрозой обрушения" - но даже после этого и стены, и Пелепенко устояли. Но на днях директор филиала "ФТ-Центра" господин Писарев сообщил "уважаемому Владимиру Андреевичу": "Во избежание утраты и порчи экспонатов ценной коллекции музея предупреждаем вас о необходимости в течение одного месяца освободить занимаемые помещения... В противном случае мы будем вынуждены собственными силами прекратить доступ людей в занимаемые вами помещения и снимаем с себя ответственность за имущество".

Оно понятно, что хозяин - барин. Но Пелепенко искренне не понимает, как можно за месяц упаковать две тысячи ценнейших экспонатов и главное - куда их потом девать. В его собственной квартире, напомним, места маловато: там до сих пор вынужденно, из-за тесноты выделенного музейного помещения, хранится большая часть коллекции... 12 000 образцов! У проблемы, казалось бы, одно решение: необходимо строить новое здание для музея -Дворец камня. Такого еще нет в мире, но и где же ему еще появиться, если не на Урале?!

Денег не надо!

В минувшую пятницу Пелепенко в своем кабинете со сверхскромной мебелью и экспонатами, равных которым нет, по его словам, и в Эрмитаже, едва успевал принимать журналистов и отвечать на телефонные звонки: он прекрасно понимает, что чем больший резонанс получит ситуация вокруг музея, тем больше шансов на то, что экспонаты не вышвырнут на улицу. Времени у него было в обрез - уже куплены билеты в Москву, где ему обещаны встречи и помощь на самом высоком уровне, недаром столько лет водили в его музей делегации высоких гостей.

И сам удивляясь, Пелепенко повергает в изумление журналистов, сообщая:

- Я не прошу у города денег на строительство нового музейного здания. Мне удалось решить проблему финансирования строительства без привлечения бюджетных средств - примерно тридцать миллионов евро. Спонсоры готовы построить для минералогического музея здание площадью 5000 квадратных метров. В этом случае я смогу показать людям всю коллекцию, а не держать ее дома. Городское управление по архитектуре уже давно предложило пустующий участок в центре города, возле Литературного квартала, согласовало эскизный проект...

- Так в чем же дело? - и того пуще изумляются слушатели.

- Глава города Аркадий Чернецкий до сих пор не принял решение по этому вопросу. Не хватает только его подписи. Хотя вот у меня документ с визой губернатора Эдуарда Росселя: "Т.т. Кокшарову... Чернецкому... Эта возня не красит нас всех. Надо срочно решить с выделением у частка земли и помочь". В январе еще написано...

И видя, как возрастает недоумение слушателей, Пелепенко делает хитрый вывод:

- Это потому, что и премьер Кокшаров, и губернатор у нас в музее не однажды бывали. А вот мэр - ни разу.

Повторение пройденного

Создатели, столпы, мэтры, гордость наша и краса - в общем, деятели культуры - имеют обыкновение где-то жить, но им нужно и помещение для осуществления их проектов, которыми гордится город и страна. То есть материальное, как ни крути, остается первичным. И в связи с этим у тех, кто следит за культурной жизнью Екатеринбурга, накопились вопросы.

Пару лет назад, обиженный на любимый город, переехал в Тюмень великолепный детский писатель Владислав Петрович Крапивин: в Екатеринбурге не нашли возможности решить его жилищный вопрос, да и вниманием он был обделен. А власти Тюмени с радостью выделили пятикомнатную квартиру напротив университета, где Крапивин теперь преподает. За него мы рады, за нас - стыдно.

С боями, голодовками и акциями протеста, но все же смогли всемирно знаменитый драматург Николай Коляда и его актеры отстоять право работать в родном городе, который благодаря Коляде считается одним из мировых центров современной драматургии. А я помню, как он тихонько вздыхал, держась за сердце: "Помру я, не выдержу..." Выдержал, живет и работает его "Коляда-театр". А нельзя было без боев и голодовок?!

Весь прошлый год ушел на то, чтобы определить хозяина двух зданий, в которых размещаются музыкальная школа-десятилетка и мужской хоровой лицей. Учебные заведения передали в ведение области, но городские власти встали насмерть, намереваясь с легкостью разрушить лицеи, переформировать и перекроить, лишь бы не отдавать. Родители устраивали ночные дежурства, чтобы не допустить захвата. Оба директора, с позором уволенные и оболганные, попали в больницу, музыканты из разных стран мира публично выражали свою солидарность с теми, кто боролся за сохранение школы и лицея. Дети, педагоги и родители победили, школы отстояли, пройдя все м ыслимые судебные инстанции. А нельзя было без этого всемирного позора?!

- Меня ничем не прошибить, но мне надоело, - признается Владимир Пелепенко. - Плюну и брошу. А что? Я небогатый человек, но зато не пью, не курю, а поесть - мы с женой и на пенсию поедим.

Пелепенко был первым русским коллекционером, который выставлял свою коллекцию в музеях Германии, Австрии, США, Англии, Греции. Если бы он принял предложение продать коллекцию, то он стал бы очень богатым пенсионером. Но он говорит, что создание большого музея - смысл всей его жизни.

Может быть, этот случай все-таки станет исключением из правил, отчего-то у нас принятых? Надежда есть: по словам Пелепенко, из мэрии на днях позвонили и попросили устроить экскурсию. Что ж, лиха беда начало. А то ведь спонсоры могут и не дождаться, пока чиновники согласятся поставить визу и разрешить!

Марина Порошина, Екатеринбург




Новости
RSS
Свердловская область
Административный центр
Крупные города
История Екатеринбуга
География и климат
Экономика
История
Администрация области
Обратная связь
Каталог компаний
Наши партнеры






Яндекс.Погода


.